Российский шахматный любительский клуб-команда The Polar Bears

Расчёт и время

Главная > Академия
Автор: Frigateland
Эти инструкции объясняют, чем отличается хороший игрок в шахматы от прекрасного турнирного бойца, а также как набрать себе рейтинг в Standard.

Поскольку оказалось, что эти вещи очень важны в соревнованиях, что обычно побеждают прекрасные турнирные бойцы и что от каждой партии зависит результат всей команды, – это нужно знать всем участникам.

Старшие (1900+), не смейтесь, пожалуйста. Что знаю и что известно из источников, тому пытаюсь научить наших участников, и им будет польза.

Смысл расчёта

То, что мы будем обсуждать здесь, это вопросы времени и расчёта.

Под впечатлением последних турнирных выступлений объясняю очень просто и прямо.

  1. В турнире даётся много времени. Это не случайно. Если кто любит гонять в блиц типа 3 0, то могу порекомендовать Mamer-турниры; народу там всегда много, и всем весело. Сам в своё время гонял много блица, как, собственно, отполировал себе мышку, три мышиных коврика, а также набрал текущий рейтинг. Пока это не надоело и не захотелось красоты и искусства (т.е. шахмат).
  2. Время расходуется почти всегда на расчёт вперёд. Насколько качественно (не обязательно и не только далеко, а качественно) вы сможете посчитать вперёд за обе стороны, настолько вы можете рассчитывать на победу против любого соперника.
Эти две идеи просты, как штаны, но определяют качество игры.

Если вы (1) не знаете, как или зачем рассчитывать вперёд; (2) не умеете этого делать хорошо; (3) не можете правильно оценить то, что рассчитали; (4) не понимаете, каким образом и зачем производится расчёт, – то всему этому можно научиться довольно быстро.

Но нерасходование времени на расчёт и быстрая игра в турнире называется безответственностью и бьёт по всей команде.

Задача не в том, чтобы потратить всё своё время или думать по пять минут над единственными ходами, а в том, чтобы посчитать подальше и получше и переиграть соперника точностью и дальновидностью своих идей. Если вы можете прекрасно видеть всё, что угодно, на семь ходов вперёд, не тратя времени, то тратить время не обязательно.

Поскольку эти гениальные творения пишутся на века, то не будем называть здесь игроков; каждый очень старался. Идея не в том, что что-то плохо, а в том, что надо срочно улучшить, чтобы сражаться более достойно. Это, как выяснилось, необходимо.


Обелиск

Как не надо рассчитывать

...Всем партиям, проведённым безответственно в отношении времени.

Опять же создатели партии не важны, важна идея, которую пытаюсь донести.

standard 45+45
1.e4 (0:00) e5 (0:00) 2.f4 (0:41) Bd6 (0:13) 3.Nf3 (1:51) exf4 (0:10) 4.d4 (0:46) g5 (0:08) 5.e5 (2:42) Be7 (0:03) 6.Bc4 (0:16) f6 (0:15) 7.Nxg5 (2:43) fxg5 (0:04) 8.Qh5+ (0:04) Kf8 (0:48) 9.Qf7# (0:43)

Смотрите. Со стороны белых тратилось много времени. Они прикидывали по меньшей мере какие-то варианты ходов, что-то пытались посчитать, видимо. Чёрные играли по наитию. Если вы много играли в блиц и ещё не привыкли в стандарту, то при взгляде на любую позицию у вас через 5-10 секунд появится ход, который очень захочется сделать. Часто мы его и делаем. Поймите, что этот ход не имеет отношения к тому, какой ход является лучшим. Лучший или просто хороший ход можно выявить, посчитав вперёд.


Как надо рассчитывать

Теория расчёта вариантов – это отдельное дело, и дело несложное. Оно описано в книгах. Если вы хотите основательно узнать про порядок и технику расчёта вариантов, обращайтесь, найдём что-нибудь популярное.

В упрощённом виде расчёт сводится к тому, что, оценив позицию и прикинув задачи и цели, мы намечаем несколько ходов-кандидатов, а потом мысленно рассчитываем каждый из них настолько глубоко, насколько это необходимо и возможно. В конце расчёт каждой ветви мы даём оценку всему этому варианту. Просчитав каждый ход-кандидат по одному разу, мы принимаем решение о выборе и делаем свой ход. Это и есть навыки, которые надо совершенствовать.

Почему на расчёт обычно необходимо время?

Продемонстрирую примерно, как в вышеприведённой партии я бы, играя чёрными, посчитал варианты. Разыгрывайте на доске.

Перед своим 7 ходом. Белые только что пошли 7. Nxg5. Это жертва. Надо же! Первое, что мы делаем после хода соперника, – это пытаемся понять его замысел и план, а если поняли, то смотрим, хорош он или нет, надо ли его останавливать или ещё что делать с ним.

Значится, смотрим, что он хочет. Вообще положение моего короля довольно зыбко; он раскрыт, фигуры не развиты, слон простреливает диагональ и поле f7 вокруг короля просто горит. Как белые собираются помочь слону? Мы находим открытую линию у ферзя. Ему осталось прыгнуть на h5, и что будет? Быстро считаем. Этот вариант можно посчитать, поскольку всё форсированно (вынужденно): Qh5+, королю ничем не закрыться, один ход на f8 и тогда мат на f7.

Поняли идею белых. Поздновато поняли, но уж теперь надо выбираться. Значит, коня брать нельзя, тогда как раз и будет эта атака ферзём. Теперь намечаем свои задачи: предотвратить мат и постараться как-то выпутаться из этого и стабилизировать позицию. Спасти короля, потом постараться потерять поменьше материала.

Исходя из этого, намечаем ходы-кандидаты для расчёта. Да, ещё же есть угрозы 8. Nf7 и 8. Bf7+. Тогда имеют смысл следующие ходы-кандидаты: 7...Nh6, самое очевидное; теперь 7...d5, чтобы перекрыть линию слона и вроде как попытаться убежать королём; ещё 7...Bf8, чтобы место для короля создать, а также 7...Bb4+ с той же примерно идеей. Вроде это всё.

Теперь начинаем расчёт, так, как описано выше. Считаем каждый ход по одному разу в голове.

Теперь выбираем ход между 7...d5 и 7...Bb4+. Между этими двумя ходами выбираем уже по настроению, поскольку глубже считать трудно – у белых много возможностей на каждом ходу. Но расчёт важен тем, что он отсеял заведомо неправильные варианты. Лучше всё-таки, пожалуй, 7...Bb4+, потому что он заставляет белых решать какие-то задачи (а в варианте 7...d5 у них руки развязаны для атаки). Может быть, после 7...Bb4+ 8. c3 Qe7 белые по недальновидности слопают фигуру сразу – 9. cxb4, что опять же нам на руку (даёт передышку и время) – 9...fxg5.

Вот это мы называем расчётом, качественной и ответственной игрой. Весь приведённый расчёт не обязательно правильный, и уж точно он не является полным. Но это ориентир, к которому пока надо стремиться. Если пока это трудно, то постепенно учитесь, учитесь держать в памяти позиции, учитесь определять ходы-кандидаты для расчёта, строить вот это дерево вариантов. Как раз эти навыки и позволяют вам играть лучше.


Упражнение

Теперь особо желающим повысить свой уровень посвящаю упражнение под романтическим названием "Пять минут".

ЦЕЛЬ:

  1. Приобрести навык удобного использования времени для расчёта.
  2. Перестать делать очевидные глупые ошибки.
  3. Понять, чем Standard в командных соревнованиях отличается от простой партии.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Научиться использовать некоторое количество земного времени для расчёта вариантов вперёд.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ШОУ: Возьмите себе соперника своей силы, можно из нашей команды, который будет заниматься тем же самым.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА: Сядьте на стул и начните партию, 30 300 unrated.

НАЧАЛО: Начните партию одним из двух вариантов, на выбор: 1. e4 e5 2. f4 exf4, или 1. e4 c5 2. Nf3 Nc6, или 1. d4 c5 2. d5 e6. Эти ходы можно сделать с любой скоростью.

ИНСТРУКЦИИ: Вы считаете каждый ход в течение ровно 5 минут. Больше иногда можно, меньше – нет. Как только 5 минут проходят, вы делаете ход. Это и есть ваши 300 секунд добавления на каждый ход. Остальное неважно. Просто контролируете время. Как только вы сделали ход, ваш соперник считает свой ход 5 минут, вы отдыхаете. Можно кофе.

ПОМОЩЬ: Разрешается елозить слюнявыми пальцами по монитору, обозначая перемещения фигур, и помещать их в положение "раком" на клетки доски, фиксируя будущую позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ: Я заранее знаю, что вы почувствуете, потому что делал уже так много раз: усталость через пару ходов. Хорошо, отдохните, отложите партию. Потом придёте и поиграете ещё.

Это пока всё. Обратитесь туда, где вы раздобудете себе подходящего партнёра для игры. Докладывайте о результатах упражнения.

Сайт управляется системой uCoz